Программа работы
в Совете по оценочной деятельности при Минэкономразвития России
И.А. Шевцовой
Проводя анализ текущей ситуации в оценочной деятельности, следует исходить из того, что существуют два уровня, которые необходимо исследовать, критически оценить и предложить оптимальные решения. Первый уровень, как объект анализа, представляет собой сама модель отраслевого саморегулирования, в условиях которой осуществляется оценочная деятельность. Второй уровень – это совокупность формализованных слагаемых профессии «Оценщик», который неотделим от первого уровня и является его неотъемлемой частью, но, одновременно, также представляет собой полноценную научно-методологическую модель.
Для эффективной работы системы саморегулирования в оценочной отрасли необходимо присутствие и взаимодействие всех элементов обеих моделей. В случае нарушения и (или) отсутствия одного из элементов в них в отраслевом саморегулировании неизбежно возникнет системный сбой. Именно на этом утверждении базируется весь дальнейший анализ.
Модель саморегулирования оценочной деятельности включает три обязательных регулирующих элемента:
1 элемент - саморегулируемые организации оценщиков (СРОО) – регулятор, формируемый субъектами оценочной деятельности, осуществляющий надзор и контроль за профессиональной деятельностью оценщиков,
2 элемент - Национальное объединение - регулятор формируемый СРОО в части разработки федеральных стандартов профессиональной деятельности,
3 элемент – регулятор, уполномоченный государством, осуществлять нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности и надзор за деятельностью СРОО (Минэкономразвития России).
Модель профессии «Оценщик» включает четыре базовых элемента:
1 элемент – требования к образованию (разработка требований к образовательным программам по подготовке оценщиков),
2 элемент – требования к профессии (разработка профессионального стандарта «Оценщик»),
3 элемент - стандарты профессиональной деятельности (разработка федеральных стандартов оценки),
4 элемент - ответственность оценщика (совершенствование механизмов ответственности оценщика перед потребителями услуг).
1.1. Анализ действующей модели саморегулирования. Факторы замедления
Вследствие общей законодательной непроработанности базовых принципов формирования и функционирования Нацобъединения (отсутствие условий обязательного членства СРОО, порядка вступления и выхода из состава Нацобъединения и правовых последствий такого выхода, отсутствие механизма принятия решений/принципов голосования СРОО) возник ситуационный сбой, приведший к фактической приостановке его деятельности.
Возникший ситуационный сбой в работе одного из элементов отраслевой модели саморегулирования было решено «закрыть» временным решением о передаче части полномочий Нацобъединения (в области разработки стандартов оценочной деятельности и ряд других) на уровень государственного регулятора. С этой целью был создан Экспертно-консультативный совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, а позже, после внесения изменений в ФЗ №135, - Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, по сути, являющийся органом, дублирующим Нацобъединения.
Первоначально решение о таком дублировании функций было оправдано необходимостью продолжения работы по стандартизации оценочной деятельности (и ряд других функций) в условиях отсутствия полноценной законодательной базы, регулирующей деятельность Нацобъединения. Однако дальнейшее развитие законодательной ситуации в области саморегулирования позволяет вернуться к изначальной отраслевой модельной норме, согласно которой эти функции должно выполнять Национальное объединение. Предпосылки для такого возврата могут возникнуть уже в июне 2015 года – к сроку, определенному Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым для подготовки поправок в ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях».
Одновременно следует отметить, что степень зрелости профессионального оценочного сообщества и осознание собственной ответственности в рамках институтов рыночной демократии позволяет формировать консолидированную позицию по всем вопросам актуальной повестки и использовать для этих целей площадку Нацобъединения – так, как это предусматривает отраслевая модель саморегулирования.
1.2. Анализ действующей модели профессии «Оценщик». Становление профессии «Оценщик»
Вторым блоком актуальных мероприятий, реализация которых не терпит отлагательств, является комплекс мер по становлению в Российской Федерации профессии «Оценщик». До настоящего времени все предпринимаемые в этом направлении действия не носили системного характера и не являлись частью осмысленного концептуального видения. На сегодняшний момент такое видение сформировано и системная работа по всем направлениям, задающим стандарты профессии, уже начата.
Структурно можно выделить четыре направления, регламентирующие профессию «Оценщик»: стандартизация в области образования (образовательный стандарт), профессиональная стандартизация (профессиональный стандарт), стандарты профессиональной деятельности (федеральные стандарты оценки) и стандарт профессиональной ответственности.
1.2.1. Образовательный стандарт
Отсутствие единого образовательного стандарта является причиной серьезных внутриотраслевых разногласий. Разработка такого документа напрямую увязана с трактовкой субъекта оценочной деятельности, стандартов его профессиональных компетенций и, соответственно, вытекающих из требований соответствия этим компетенциям стандартов ответственности. До утверждения профессионального стандарта принятие каких-либо нормативов в области профессионального обучения является преждевременным. Однако, поскольку требования о стандартизации оценочной деятельности оговорены конкретными сроками, всем будущим членам Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России необходимо срочно начать эту работу в системном ключе.
1.2.2. Профессиональный стандарт
Необходимым и обязательным условием становления профессии «Оценщик» является разработка соответствующего профессионального стандарта. Серьезная работа в этом направлении была проделана группой под руководством ректора НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга» Е.М. Трейгера. Сформулированная и утвержденная рабочей группой Концепция профессионального стандарта «Оценщик» была одобрена резолюцией Второго Всероссийского оценочного форума, а затем утверждена Экспертно-консультативным Советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.
Однако в конце 2014 года в Департаменте корпоративного управления Минэкономразвития России обсуждался уже совсем другой проект профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности». Его подготовили «Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций» и «Межотраслевое объединение работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций».
Концептуальное противоречие обоих документов заключается в определении субъекта регулирования. Проект профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности» рассматривает в этом качестве любое должностное лицо, профессиональной обязанностью которого является определение стоимости: бухгалтеров, сметчиков, товароведов, стоимостных инженеров и собственно оценщиков.
Подобное толкование профессионального субъекта в рамках стандарта является недопустимо расширительным и противоречит действующему в Российской Федерации законодательству об оценочной деятельности. Кроме того, данный проект кардинально противоречит тезисам, изложенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, поскольку содержит избыточную детализацию, ужесточающую регулирование малого бизнеса.
Обращает на себя внимание на тот факт, что ни упомянутый профсоюз, ни объединение работодателей не были уполномочены профессиональным оценочным сообществом на создание документа, имеющего общеотраслевое значение. Научно обоснованной и соответствующей Федеральному Закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ представляется именно та Концепция, проект которой был утвержден Экспертно-консультативным Советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России. И именно концепцию профессионального стандарта «Оценщик» было рекомендовано положить в основу проекта профессионального стандарта в области оценочной деятельности.
В настоящее время работа по созданию профессионального стандарта «Оценщик» практически завершена, идет процесс согласования текста среди руководителей оценочных компаний, и мы готовы обсуждать его в Минэкономразвития России.
1.2.3. Концепция и система стандартов оценочной деятельности
Оценочная деятельность в Российской Федерации в качестве важнейшего инструмента рыночной экономики требует глубокого понимания принципов, заложенных в основу ее стандартизации, и следования этим принципам при разработке федеральных стандартов оценки (ФСО) и иных стандартов, регламентирующих оценочную деятельность.
Стандарты оценочной деятельности должны представлять собой единую систему норм и правил, регулирующих процесс оценки стоимости, формализующих все стадии оценочной деятельности и находящихся в единой процессной логике, которая обеспечивает достоверность и требуемый уровень качества оценки.
Стандарты оценочной деятельности должны содержать правила, которыми надлежит руководствоваться всем оценщикам при проведении большинства видов оценки. Они должны устанавливать принципы оценки, но не содержать в себе инструкции по проведению оценки и описание ее методов. Основной задачей стандартов оценочной деятельности должно являться создание эффективной нормативной базы. Это позволит потребителям оценочных услуг быть уверенными в том, что проведенная оценка соответствует требованиям действующего законодательства и процессу выполнения оценки, а в случае невыполнения этих требований к оценщику могут быть применены соответствующие санкции.
Стандарты оценочной деятельности не должны носить методологического характера, а иметь исключительной целью установление и детализацию единого порядка действий оценщика при осуществлении им оценочной деятельности. Все методико-методологические требования к оценке должны содержаться в специализированных руководствах, не являющихся составной частью стандартов. Такое содержательное разграничение позволит устанавливать четкие пределы ответственности оценщика, обеспечит возможность последовательного контроля осуществления оценщиком процесса установления стоимости и исключит неоправданно расширительное толкование результатов его профессиональной деятельности при возникновении различных правовых коллизий.
Мое предложение по совершенствованию комплекса уже разработанных стандартов оценочной деятельности базируется на критическом анализе подходов к стандартизации оценочной деятельности, сложившихся в Российской Федерации в период с 1993 по 2014 г.г., и в числе прочего устанавливает:
- понятные и единообразно толкуемые критерии определения квалификации оценщика, осуществляющего профессиональную деятельность;
- обязательные условия договора на оценку в части раскрытия необходимой информации об объекте оценки;
- ясность относительно вида стоимости, включая любые допущения или важные факторы, которые должны быть приняты во внимание при осуществлении оценки стоимости;
- требования к надлежащему и адекватному раскрытию информации в тех случаях, когда результаты оценки могут использоваться третьими сторонами.
В 2013-2014 г.г. представителями экспертного сообщества оценщиков из различных СРОО была выполнена работа по созданию Концепции стандартов оценочной деятельности. Проект этого документа, одобренного Всероссийским Форумом оценщиков в ноябре 2013 года, предполагал отход от бессистемного внесения изменений в существующие ФСО в угоду текущей конъюнктуре.
Разработанная вместе с коллегами из экспертных советов других СРОО Концепция представляла собой единую логичную систему, в основе которой был заложен базовый принцип: стандарты оценочной деятельности не носят методологического характера и имеют исключительной целью установление и детализацию единого порядка действий оценщика при осуществлении им оценочной деятельности. Все методико-методологические требования к оценке содержатся в специализированных руководствах, не являющихся составной частью стандартов.
Однако параллельно с этим другая группа разработчиков предложила принципиально иную модель Концепции, предполагающую методологический характер ФСО. Минэкономразвития России приняло решение соединить оба документа в один. В результате из Концепции был удален наиболее принципиальный стандарт – ФСО «Система стандартов оценочной деятельности», представляющий собой структурную основу стандартизации с возможностью последующей корректировки в части терминологических уточнений, а также содержательного наполнения каждого из стандартов системы (либо внесения в систему дополнительных стандартов). Таким образом, неотраженным в Концепции остался принцип, определяющий главное условие всех дальнейших нормотворческих инициатив в рамках Концепции, а именно: соблюдение требований процедурности и системности предусматриваемых ею стандартов.
Именно по такому пути идет вся мировая практика стандартизации оценочной деятельности, когда в дополнение к процедурным стандартам оценки разрабатываются соответствующие подробные методико-методологические руководства и рекомендации. Разработка таких стандартов и вынесенных за их пределы рекомендаций (руководств) должна являться основной деятельностью Национального объединения. Это вытекает из логики и принципов отраслевой модели саморегулирования и действующего законодательства об оценочной деятельности, которое наделяет исключительными функциями по разработке и утверждению методико-методологических рекомендаций именно Нацобъединением. При этом государственный регулятор (и Минэкономразвития России, и созданный при нем в качестве временной альтернативы Нацобъединению Совет по оценочной деятельности) такими функциями не наделены. Утверждение процедурного характера ФСО и возврат их разработки (и методико-методологических рекомендаций в дополнение к ним) на уровень Нацобъединения является задачей действующего Совета по оценочной деятельности, который должен всемерно способствовать реконструкции нормальной модели саморегулирования от сложившейся временной форс-мажорной конфигурации.
1.2.4. Ответственность оценщика
Анализ проблем, связанных с дисфункцией системы ответственности оценщиков перед потребителями услуг, определяет необходимость уточнения субъекта ответственности. Так, существующее в отрасли положение дел таково, что большинство оценщиков осуществляют профессиональную деятельность через юридическое лицо, с которыми они связаны трудовыми правоотношениями. Руководители указанных юридических лиц подписывают отчеты об оценке, но при этом не являются членами СРОО и не несут ответственности как члены СРОО. Однако в случае нанесения ущерба некачественной оценкой претензии заказчика оценки обращены к юридическому лицу.
При такой конструкции осуществления оценочной деятельности получение заказчиком компенсации причиненного ущерба через компенсационный фонд СРОО затрудняется по причине невозможности обращения требований к самому оценщику, который не является стороной по договору и, как физическое лицо, не может быть участником процесса в арбитражном суде.
Таким образом, налицо правовая коллизия: юридические лица, имеющие трудовые договора с оценщиками, осуществляют посредническую деятельность, а ответственность за результаты оценки лежит на оценщиках.
Имеются существенные расхождения в подходах к организации оценочной деятельности со стороны государственного регулятора (Минэкономразвития России) и налогового ведомства. Так, на протяжении длительного времени оценщики оказались лишены возможности заниматься частной практикой из-за отказов налоговых органов в их постановке на налоговый учет без статуса индивидуального предпринимателя. Вместе с тем данный статус не может быть получен оценщиком, поскольку оценочная деятельность не подпадает под классификатор «ОКВЭД» (там содержится исключительно указание на предоставление посреднических услуг при оценке). При этом Минэкономразвития России придерживается противоположной позиции, указывая, что налоговый контроль оценщиков, занимающихся частной практикой, регулируется нормами Налогового кодекса РФ в отношении индивидуальных предпринимателей. Однако ФЗ №135 утверждает, что деятельность оценщика является профессиональной, а не предпринимательской.
Некоторую ясность в описанной коллизии внесло Министерство финансов России, применившее аналогию с порядком исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, предусмотренных для нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц.
Таким образом, оценочное сообщество оказалось заложником долгое время не разрешаемой ситуации, препятствующей не только нормальному развитию предпринимательской деятельности, но и становлению полноценного института профессиональной ответственности.
2. Предложения по направлениям совершенствования регулирования оценочной деятельности, которые предполагают реализовывать кандидат в случае его включения в состав Совета
Все планируемые направления работы в Совете по оценочной деятельности при Минэкономразвития России (далее - Совет) полностью соотносятся с мероприятиями утвержденной Правительством РФ дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности» и основываются на критическом анализе совместного с другими СРО оценщиков опыте стандартизации, методологического и нормативно-правового обеспечения оценочной деятельности.
В рамках моей работы в составе Совета предполагается активное участие во всех тематических блоках, которые будут разработаны и приняты коллегиально. Особенно я планирую сконцентрироваться на следующих актуальных тематических блоках:
№
|
Направление деятельности
|
Предполагаемый результат
|
1.
|
Разработка и утверждение требований к профессии «Оценщик»
|
· Утверждение концепции профессионального стандарта «Оценщик».
· Утверждение профессионального стандарта «Оценщик».
· Разработка и согласование требований к образовательным программам по специальности «Оценщик».
|
2.
|
Стандартизация оценочной деятельности
|
· Доработка концепции Федеральных стандартов профессиональной деятельности (ФСО).
· Разработка новых ФСО.
· Доработка и утверждение ФСО №№ 1-4.
· Доработка и утверждение ФСО по оценке бизнеса.
· Разработка и утверждение ФСО по оценке культурных ценностей и объектов культурного наследия.
· Доработка и утверждение иных ФСО, запланированных к принятию.
· Доработка и утверждение правил профессиональной этики.
· Доработка и утверждение Типового положения о требованиях к рассмотрению жалобы на действия члена СРОО и дела о нарушении членом СРОО требований федерального закона об оценочной деятельности, ФСО, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
|
3.
|
Формирование правовых основ ответственности оценщика перед потребителем оценочных услуг
|
Разработка концепции ответственности оценщика перед потребителями оценочных услуг
|
4.
|
Развитие элементов сбалансированной системы саморегулирования оценочной деятельности
|
Разработка концепции Национального объединения СРО оценщиков.
|
5.
|
Формирование стратегических основ оценочной деятельности
|
Создание стратегии развития оценочной деятельности на среднесрочный период.
|
2.1. Разработка и утверждение требований к профессии «Оценщик»
В соответствии с п.п. 24 и 25 дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности», Минтруда России, профессиональное сообщество и Минэкономразвития России несут совместную ответственность за разработку и утверждение требований к профессии «Оценщик» и основанного на них профессионального стандарта. Научно обоснованная и соответствующая Федеральному Закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Концепция этого стандарта разработана коллективом под руководством профессора Е.М. Трейгера (Российское Общество Оценщиков) и одобрена Вторым Всероссийским оценочным форумом, а также утверждена членами рабочей группы Экспертно-консультативного Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.
В настоящее время проект профессионального стандарта «Оценщик» проходит процесс согласования среди руководителей, оценочных компаний, НП «Общероссийское отраслевое объединение работодателей профессиональных оценщиков» и СРО оценщиков. Результаты этой работы планируется представить на обсуждение членов Совета в кратчайшие сроки.
2.2. Стандартизация оценочной деятельности
Подход к разработке отечественных стандартов оценочной деятельности требует гармонизации с аналогичными нормами, действующими в ведущих зарубежных и международных институциональных профессиональных объединениях (RICS, USPAP, TEGOVA), а также с международными стандартами оценки. Однако в условиях российского нормативно-правового поля механический перенос МСО на отраслевые стандарты невозможен и требует серьезной адаптации.
Работа по созданию документа «Концепции стандартов оценочной деятельности в Российской Федерации» была начата в 2013 году, соответствующий проект был создан экспертной группой представителей семи СРО в 2013 году. Предлагается перенести эту деятельность на уровень Совета и окончательно сформулировать подходы к стандартизации оценочной деятельности. В этом, случае вся дальнейшая активность по созданию новых ФСО и изменению уже существующих, будет вестись в единой логике и устранит многие из существующих противоречий.
Предлагается разработать новые ФСО:
Стандарт «Система стандартов оценочной деятельности. Структура стандарта»
Стандарт должен представлять собой совокупность стандартов и соответствующих им профессиональных методических руководств. Нормативно устанавливать и закреплять следующие положения:
а) «Стандарт оценочной деятельности является документом, устанавливающим и регламентирующий все этапы процедуры проведения оценки стоимости специалистом, профессионально осуществляющим оценочную деятельность на территории Российской Федерации».
б) «Стандарт оценочной деятельности не содержит методологии и методик оценки стоимости. Соответствующие методико-методологические аспекты оценки стоимости раскрываются в специальных профессиональных руководствах, утверждаемых в установленном законом порядке.
Описанная структура стандарта оценочной деятельности обеспечит единообразный формат стандартов осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации. Установит, что каждый стандарт оценочной деятельности включает следующие обязательные структурные элементы:
а) цель стандарта;
б) термины и определения;
в) условия применения стандарта;
г) требования стандарта;
д) заключение о соответствии стандарта нормам действующего законодательства;
е) правовые основания введения стандарта в действие.
Стандарт «Термины и определения, используемые в оценочной деятельности»
Обеспечит единообразное понимание профессиональных терминов и определений, официально употребляемых при реализации оценочной деятельности. Должен содержать описание единственно допустимого толкования терминов и определений, применяемых в оценочной практике (как введенных в тексты законодательных актов об оценочной деятельности, так и оставшихся за их пределами). Предполагает, что термины, отсутствующие в данном Стандарте, соответствуют их общему словарному значению.
Стандарт «Контроль качества работы оценщика»
Призван сформулировать принципы осуществления контроля качества работы оценщика саморегулируемой организацией, а также должен содержать перечень требований к организации такого контроля.
Руководства по оценке по видам объектов оценки могут быть разработаны Советом и переданы на утверждение Нацобъединению СРО.
Руководства должно содержать основные методологические требования и особенности оценки различных видов объектов оценки:
- недвижимость;
- машины и оборудование;
- долевые ценные бумаги и доли участия;
- процентные ценные бумаги и долговые обязательства;
- нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности;
- культурные ценности и объекты культурного наследия.
Необходимо предусмотреть создание руководств для отдельных целей оценки и методов проведения оценки, имеющих сложности при проведении оценки.
Значительное внимание предполагается уделить доработке ФСО№№ 1-4, ФСО «Оценка бизнеса» и других стандартов оценки, запланированных к принятию. Кроме того, отдельной пунктом в данном тематическом блоке стоит утверждение ФСО «Оценка культурных ценностей и объектов культурного наследия», проект которого в первом чтении уже разработан и прошел предварительное согласование в Министерстве культуры РФ.
Проблемы государственной кадастровой оценки предлагается решать в два этапа: первый будет касаться нормативно-правового регулирования оценочной деятельности в области кадастровой оценки, второй - внесению изменений в нормативно-правовые акты, не связанные с оценочной отраслью.
1 этап:
На данном этапе необходимо подготовить и утвердить нормативно-методическую базу для осуществления оценочной деятельности в области кадастровой оценки с учетом анализа всех ошибок действующего ФСО №4 и подготовленных в него изменений, которая будет включать:
- новые методические рекомендации к оценке стоимости земель по каждой категории земель, а также объектов капитального строительства в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ;
- технические регламенты, необходимые к применению при осуществлении кадастровой оценки земель различных категорий и объектов капитального строительства.
2 этап:
На данном этапе необходимо:
- сформировать единую открытую базу данных по аналогам объектов недвижимости, а также обеспечить ее актуализацию на уровне Национального объединения;
- внести изменения по порядку формирования технических заданий на оценку различных категорий земель и объектов капитального строительства;
- внести изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки, установив, что основным критерием оценки заявок, является не критерий цены выполнения государственного контракта, а критерий качества работ по кадастровой оценке земель, либо объектов капитального строительства;
- установить дополнительные требования к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости в части требований к оценщикам, осуществляющим указанные работы;
- установить состав сведений, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки, имеющихся в распоряжении органов государственной власти;
- установить порядок формирования и представления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- внести изменения в действующее законодательство РФ, в части установления ставок и льгот по оплате налога на недвижимость в отношении социально необеспеченных групп граждан.
Отраслевые правила профессиональной этики предлагается рассмотреть и утвердить на уровне Нацобъединения после возобновления им полноценной деятельности, поскольку именно такой подход вытекает из логики саморегулирования.
2.3. Формирование правовых основ ответственности оценщика перед потребителем оценочных услуг
Совершенствование механизмов ответственности оценщика перед потребителями оценочных услуг является одной из наиболее обсуждаемых тем внутри отраслевого профессионального сообщества. В 2014 году этой теме был посвящен целый ряд публичных мероприятий: форумов, конференций, «круглых столов» и семинаров. Предлагается обобщить все высказанные на них точки зрения и подходы и создать единый базовый документ, утверждающий толкование, формы и границы такой ответственности. При условии присутствия в числе членов Совета представителей потребителей оценочных услуг, упорядоченный диалог на данной площадке представляется не только возможным, но и продуктивным.
Решением здесь могло бы стать введение в практику организации оценочной деятельности специализированных форм объединений юридических лиц (коллегий оценщиков, оценочного бюро) по аналогии с правовым регулированием адвокатских объединений. Это потребует внесения изменений в статью 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ в части установления требований о членстве руководителя юридического лица в СРО оценщиков. И станет одним из направлений моей работы в Совете по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.
В дополнение к изложенному, требуется детальная доработка Концепции стандартов оценочной деятельности в Российской Федерации исходя из процедурного характера стандартов оценки, позволяющего однозначно определять основания ответственности оценщика и ее границы, предусматривающего, что во всех случаях отступлений от стандартных требований, влияющих на итоговый результат оценки, имущественная ответственность при возникновении споров целиком ложится на оценщика.
В случаях виновного поведения оценщика в рамках составов преступлений, предусмотренных действующим уголовным законодательством Российской Федерации, он несет уголовную ответственность за свои действия. Однако введение уголовной ответственности за нарушения действующих стандартов оценки, носящих методологический характер, является грубейшим несоответствием базовому принципу уголовного наказания, предусматривающему ответственность только при наличии вины. Виновность же оценщика, применившего одну из допустимых и нормативно утвержденных стандартами методик оценки, является юридическим нонсенсом и мощным аргументом для отказа от включения методологии в структуру стандартов об оценке.
Предлагаемый мною подход и системность при разработке стандартов, являются реальными рабочими инструментами выполнения государственного запроса на повышения качества оценки и стимулирования ответственного профессионального поведения российских оценщиков. Считаю необходимым сконцентрировать усилия на обеспечения принципа системности при разработке ФСО и в процессе работы в Совете вернуться к тексту Концепции, внеся в него соответствующие дополнения.
2.4. Разработка концепции Национального объединения СРО оценщиков
Одной из наиболее важных этапных задач я считаю создание условий и предпосылок для возобновления работы Национального объединения СРОО в качестве полноправного элемента системы саморегулирования и интегратора всех отраслевых методических разработок. Изменения, уже внесенные в ФЗ №135, а также готовящиеся новеллы в ФЗ №315 (в соответствии с которыми должны быть приведены все отраслевые законы в системе обязательного саморегулирования), позволяют решить эту задачу в максимально сжатые сроки.
Принимая во внимание итоги прошедшей в ТПП России Международной конференции «Практическое саморегулирование», где было принято решение унифицировать подходы к созданию нацобъединений СРО во всех отраслях, представляется необходимым вынести эту тему на уровень Совета. Поскольку представители Минэкономразвития России, присутствовавшие на конференции, не высказали возражений против такой унификации и согласились с оценкой о непроработанности многих вопросов, связанных с деятельностью Нацобъединения, естественным и целесообразным видится внесение соответствующих изменений в ФЗ №135. Являясь руководителем рабочей группы «Деятельность национальных объединений СРО» Совета ТПП России по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности, и в настоящее время выполняя поручение Совета ТПП по разработке поправки в ФЗ №315 в части формирования базовых принципов Нацобъединения, планирую синхронизировать данную работу с проработкой вопросов для устранения ситуационного сбоя в работе Нацобъединения СРО оценщиков.
2.5. Формирование стратегических основ оценочной деятельности
Предполагается активное участие в формировании вопросов государственной политики и выработке рекомендации по совершенствованию деятельности саморегулируемых организаций оценщиков. В этой связи наиболее важным представляется направление по разработке стратегии развития оценочной деятельности на среднесрочный период, а также ее актуализации через различные мониторинговые инструменты.
Особого внимания требует налаживание взаимодействия с Национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков по вопросам разработки федеральных стандартов оценки, изучение предложения потребителей оценочных услуг и иных организаций о совершенствовании методологии оценки отдельных видов объектов оценки, проведение по поручению Минэкономразвития России экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, взаимодействие с международными организациями.
Анализ сложившейся ситуации, выявил, что в регулировании оценочной деятельности в Российской Федерации фиксируется целый ряд «нерешенных проблем и дефектов, существование которых нарушает сами принципы саморегулирования, приводит к внутреннему конфликту интересов в национальном объединении СРОО, создает угрозы монополизации рынка оценочной деятельности и коррупционных проявлений».
К такому выводу пришли и авторы научного исследования, проведенного специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП).
В целях исключения (минимизации) коррупциогенных и других негативных факторов, негативно влияющих на развитие оценочной деятельности, Совету, в процессе работы над стандартами оценочной деятельности, целесообразно опираться на данные независимых мониторингов и аналитические экспертные исследования. Предлагаю ввести это в практику работы Совета.
3. Обоснование необходимости участия кандидата в работе Совета с учетом его опыта и предложений по совершенствованию регулирования оценочной деятельности
Учитывая значительный опыт, накопленный И.А. Шевцовой в области создания и руководства профессиональными и саморегулируемыми объединениями («Деловой Союз Оценщиков», «Деловой Союз судебных экспертов», «Деловой Союз экспертов в области интеллектуального сопровождения бизнеса»), методологическую подготовку, а также серьезные компетенции в сфере внутриотраслевых коммуникаций, ее участие в работе Совета поможет эффективнее решать стоящие перед этим органом задачи.
В качестве активного участника и инициатора многих проектов, направленных на развитие оценочной деятельности и института саморегулирования, а также проводника консолидированной позиции значительной части профессионального оценочного сообщества, И.А. Шевцова внесет свой вклад в оптимизацию механизмов регулирования этой сферы и ее стандартизацию на основе системного подхода, анализа прошлого опыта и глубокого понимания существующих и потенциальных проблем.