Программа совершенствования оценочной отрасли А.В. Каминского

Первая публикация: 16.02.2015 13:08. Последнее обновление: 16.02.2015 16:02

Программа работы в Совете

  1. Анализ текущей ситуации в сфере регулирования оценочной деятельности

Детальный анализ текущей ситуации в сфере оценочной деятельности представлен в Открытой Концепции развития оценочной деятельности на 2013-2017 годы[1].

Основные выводы:

  • одной из основных проблем профессионального сообщества является его недостаточная активность в профессиональных вопросах (например, эпизодическое участие в разработке и обсуждении профессиональных стандартов; дистанцирование от участия управлении СРОО – передача своих прав по доверенности);
  • другими заметными проблемами являются:
  • длительная неработоспособность Национального совета по оценочной деятельности, который наделен обширными полномочиями по решению профессиональных вопросов отрасли;
  • несовершенство законодательства как в части оценки, так и экспертизы отчетов об оценке (в т.ч., наличие откровенно коррупциогенных положений).
  • отрасль находится под продолжительным давлением в части необоснованных законодательных инициатив по ужесточению ответственности Оценщика за вероятностный характер рыночной стоимости и дискуссионные вопросы в оценке (вплоть до уголовной ответственности).

Необходимо отметить, что многие проблемы оценочной деятельности, а также инструменты их решения являются общими для всей системы саморегулирования в целом (например, неработоспособность механизмов обеспечения ответственности; несбалансированное распределение полномочий между государственным уполномоченным органом, национальным объединением СРО и СРО; полное отсутствие или недостаточная публичность и информационная открытость деятельности СРО и национальных объединений СРО).

В настоящее время в рамках Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ под руководством Каминского А.В. функционирует Рабочая группа «Разработка Стратегии развития саморегулирования в Российской Федерации». Проект Стратегии, включающий детальное обоснование ее основных положений, обсужден и одобрен на II Международной конференции «Практическое саморегулирование» 20 ноября 2014 года. С материалами Рабочей группы можно ознакомиться на сайте tppsro.ru (раздел «Рабочие группы» - «Рабочая группа 5»).

 

  1. Предложения по направлениям совершенствования регулирования оценочной деятельности, которые предполагает реализовывать кандидат в случае его включения в состав Совета

Основные предложения по направлениям совершенствования регулирования оценочной деятельности могут быть структурированы следующим образом (в алфавитном порядке):

  • общие вопросы повышения качества оценочных работ;
  • развитие кадастровой оценки;
  • развитие экспертизы отчетов об оценке.

 

2.1. Общие вопросы повышения качества оценочных работ

2.1.1. Развитие института частнопрактикующих оценщиков (по аналогии с нотариусами и адвокатами) как единственной формы оценочной деятельности. Данный шаг позволит обеспечить реальную ответственность за качество оказываемых работ по оценке, как в репутационном, так и материальном плане.

            2.1.2. Развитие механизмов обеспечения материальной ответственности Оценщиков. Необходимо введение различных инструментов ответственности. СРОО должны иметь возможность выбирать инструмент коллективной ответственности. Текущая ситуация с компенсационными фондами приводит к «крепостному праву» среди оценщиков – необходимости повторной оплаты взносов в компенсационный фонд при переходе между СРОО. Данный факт препятствует конкуренции между СРОО по качеству и номенклатуре предоставления услуг.

2.1.3. Стимулирование конкуренции по качеству оценочных работ (противодействие демпингу/сговору):

  • переход от аукционной и котировочной схемы ценообразования на работы по оценке к конкурсной с повышением веса критерия «качество» до 45% (аналогично научно-исследовательским работам) – внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • установление требования к оценочным организациям иметь в штате не менее двух оценщиков, для которых данное место работы является основным – внесение изменений в ФЗ №135. Это затруднит вход на рынок оценочных работ «случайных компаний», для которых данный вид деятельности не является основным, и которых не интересует судьба отрасли;
  • установление требования о членстве руководителя оценочной компании (или лица, уполномоченного на подписание отчета об оценке от юридического лица) являться членом СРОО;
  • установление требования по наличию минимального стажа работы в должности помощника оценщика для лиц, претендующих на членство в СРОО.

2.1.4. Интенсификация разработки методического обеспечения оценочной деятельности (например, методических рекомендаций, методических пособий и аналогичных документов, носящих рекомендательный характер).

По определению, стандарты могут описывать оценку только типичных объектов оценки (например, типичной однокомнатной квартиры в городе-миллионнике). Закрепление методических вопросов в обязательных к применению стандартах приведет к тому, что объекты оценки, не являющиеся типичными, не смогут быть оценены в соответствии с требованиями законодательства в области оценочной деятельности.

Стандарты в оценочной деятельности должны регламентировать процедурные вопросы, при этом методические вопросы должны выноситься в документы рекомендательного характера. Отметим, что Международные стандарты оценки носят именно рекомендательный характер.

2.2. Развитие кадастровой оценки

2.2.1. Законодательное установление ответственности заказчика услуг по кадастровой оценке за качество предоставляемой исходной информации.

2.2.2. Законодательное предоставление Оценщику возможности не оценивать часть объектов оценки из исходного перечня, по которым отсутствует информация, существенная с точки зрения их стоимости.

2.2.3. Законодательное закрепление обязательных полей в классификаторе кадастра недвижимости по типам объектов (например, для линейных сооружений обязательно должна быть указана протяженность).

2.2.4. Законодательное закрепление обязанности органов власти раскрывать информацию по состоявшимся аукционам (основные характеристики объектов, цены и даты продажи). Это позволит частично решить проблему с качеством информации по объектам-аналогам (с ее достоверностью, полнотой, репрезентативностью рынку).

2.2.5. Ужесточение требований к исполнителю работ по государственной кадастровой оценке (например, увеличение количества Оценщиков, для которых соответствующая оценочная компания является основным местом работы; установление требований к информационному обеспечению государственной кадастровой оценки – наличию прав на использование специализированного программного обеспечения в сфере кадастровой оценки).

2.2.6. Разработка типового государственного контракта на проведение кадастровой оценки.

7.2.3. Развитие экспертизы отчетов об оценке

2.3.1. Законодательное установление единственного вида экспертизы отчета об оценке – на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности. Данный вид экспертизы подразумевает проверку отчета об оценке по существу: эксперт, в том числе, должен ответить на вопрос, содержит ли отчет об оценке нарушения законодательства об оценочной деятельности, исправления которых приведет (способно привести) к существенному искажению итоговой величины стоимости объекта оценки.

2.3.2. Возвращение института независимой экспертизы – заказчик экспертизы должен иметь возможность выбора экспертной организации (СРОО).

2.3.3. Законодательное закрепление принципов экспертизы отчетов об оценке. В настоящее время Эксперт действует в значительно менее жестком правовом поле, чем Оценщик. Например, Оценщик при составлении отчета об оценке должен соблюдать требования существенности, достаточности, проверяемости, однозначности; к деятельности Эксперта и экспертному заключению как результату его деятельности подобные требования не предъявляются. К деятельности Эксперта должны предъявляться требования, как минимум сопоставимые, а лучше более жесткие, чем к деятельности Оценщика.

2.3.4. Закрепление требований к замечаниям в экспертном заключении СРОО (по аналогии с требованиями к содержанию отчета об оценке).

2.3.5. Разработка Методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке.

 

 

[1] – srosovet.ru, раздел «Деятельность Партнерства» – «Открытая  Концепция развития ОД».

 

Программа совершенствования оценочной отрасли Каминского А.В.