Программа совершенствования оценочной отрасли Е.В. Петровской

Первая публикация: 13.07.2016 14:06. Последнее обновление: 13.07.2016 14:06

 ПРОГРАММА

Петровская Елена Владимировна, к.э.н..

Анализ текущей ситуации в сфере регулирования оценочной деятельности

Построение гражданского общества как целостной социально-культурной системы в процессе формирования правового демократического государства находится в неразрывной связи с процессом реформирования отдельных государственных и общественных институтов.

Оценочная деятельность как независимый правовой институт в процессе реформирования призвана обеспечить конституционное право каждого на получение квалифицированной правовой помощи в области защиты прав собственности посредством осуществления оценочной деятельности, обеспечивающей это право. В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В процессе реформирования оценщики всегда сталкиваются с проблемами зависимости от заказчика в лице органов государственной власти, корпораций, бизнеса, физических лиц на нормативно установленном и негласном уровне.

Оценочная деятельность в России регулируется Федеральным  законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным Законом «О саморегулируемых организациях».

Принятие данных актов и их дальнейшее совершенствование стало прогрессивным шагом государства, которое приняло на себя обязательство по защите прав и интересов граждан и гарантировало квалифицированную помощь в области оценки прав собственности. Лицензирование как форма удостоверения полномочий оценщика было отменено, так как не являлась эффективным механизмом, поскольку противоречила независимости статуса оценщика и по своей сути призвана регулировать  коммерческую деятельность, каковой оценочная деятельность не является согласно действующему законодательству. Включение в Закон об оценочной деятельности нормы о создании саморегулируемых организаций оценщиков с обязательным членством, обладающих полномочиями по разработке и принятию внутренних нормативных корпоративных документов, которые являются обязательными для исполнения каждым оценщиком, введение механизма коллективной имущественной ответственности явилось  основой для формирования независимого профессионального сообщества.

 Вместе с тем фактическое организационное устройство оценочной деятельности в России как важнейшего института гражданского общества, в котором она играет ключевую роль в системе защиты прав собственности граждан и организаций,  не в полной мере отвечает требованиям вышеперечисленных законов.

 Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Для получения статуса оценщика необходимо иметь высшее образование, пройти профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» не менее 600 часов либо иметь первое высшее образование специализация Оценочная деятельность и стать членом саморегулируемой организации. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора с юридическим лицом.

Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 01 декабря 2007 №315-ФЗ « О саморегулируемых организациях»  (далее закон о саморегулировании) под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

 Закрепленная законом система организации оценочной  деятельности как профессиональной не получила полной реализации в процессе правоприменения, так сегодня как отсутствует  практический механизм регистрации частно - практикующего оценщика. Налоговый кодекс не устанавливает порядок налогового контроля в отношении оценщиков как субъектов профессиональной деятельности, в том числе порядок постановки на учет в налоговых органах и снятия с учета таких субъектов профессиональной деятельности, состав сведений, которые необходимо предоставить в налоговые органы для постановки на учет и снятия с учета субъектов профессиональной деятельности, как налогоплательщиков, порядок и сроки предоставления таких сведений, а также не устанавливает, какие органы, учреждения или организации обязаны сообщать в налоговые органы такие сведения. Также Налоговый кодекс не устанавливает порядок открытия счетов субъектов профессиональной деятельности в банках и обязанности банков, связанные с учетом таких налогоплательщиков. УФНС России по Московской области в Письме от 06.08.2007 № 16-1507072 констатирует, что  НК РФ не предусмотрена постановка на учет оценщиков, занимающихся частной практикой и если деятельность осуществляемая физическим лицом попадает под предпринимательскую согласно справочника  «ОКВЭД» то данное лицо будет поставлено на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя.

 Перечисленные в Законе юридические лица- работодатели оценщиков  являются организационными формами осуществления предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели - физические лица так же осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Согласно ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

В настоящее время юридические лица, имеющие трудовые договора с оценщиками фактически осуществляют посредническую деятельность, что доказывает изучение их уставных документов. Такая деятельность является коммерческой, а не профессиональной. При этом ответственность за результаты оценки должна лежать на оценщиках. Таким образом в России сложилась ситуация когда профессиональная оценочная деятельность осуществляется через посредников: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей которые сами оценщиками не являются.

При существующей конструкции осуществления оценочной деятельности получение заказчиком компенсации причиненного ущерба через компенсационный фонд СРО оценщиков затрудняется по причине невозможности обращения требований к самому оценщику, который:

во-первых, не является стороной по договору; 

во-вторых, дело с его участием не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

За пятилетнюю историю саморегулирования в оценочной деятельности факты выплат из компенсационного фонда СРО оценщиков не зарегистрированы.

Из Закона об оценочной деятельности вытекает, что оценщик осуществляет свою деятельность на основе принципа независимости.

Обеспечение независимости оценщика является важной проблемой в силу предназначения отчета об оценке- защиты прав собственности граждан и организаций.

Зависимые оценщики (от работодателя) в силу объективных причин  не могут полноценно осуществлять профессиональную деятельность и нести ответственность. Очевидно, что для обеспечения их организационной самостоятельности; усиления гарантий независимости и самостоятельности оценщика, выполняющего предусмотренные Законом функции по определению достоверной стоимости объектов оценки; обеспечения оценочной деятельности высококвалифицированными кадрами требуется государственная поддержка.

Независимость института оценки как независимость от работодателя, заказчика и др. диктуется задачей обеспечения защиты прав собственности, возложенной на оценщиков. Никто, кроме самих оценщиков, не может и не должен решать вопросы организации их деятельности, включая имущественную ответственность.

Имущественная ответственность оценщика и страхование гражданской ответственности.

Законодательство об оценочной деятельности в части организации системы ее осуществления неполно, противоречиво отражает структуру и организацию профессиональной деятельности оценщиков.

 

В части защиты интересов потребителя, через институт имущественной ответственности   оценщиков существует серьезная и пока не имеющая корректного разрешения правовая проблема. Согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или другой стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком (оценщиками), подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика (оценщиков), причинившего своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Между тем в силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, всегда возмещает работодатель. Следовательно, в том случае, когда договор об оценке заключается между юридическим лицом –работодателем оценщика и заказчиком, ответственность за вред, причиненный оценщиком заказчику, должно нести только это юридическое лицо, а оценщик в силу ст. 1081 ГК РФ будет отвечать перед работодателем. При этом ГК РФ не содержит указания на то, что другим законом может быть предусмотрено иное.

 

Примечание. Положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которые вводят ответственность оценщика, а не организации, в которой он работает, не имеют правовой силы, поскольку противоречат нормам ГК РФ.

Т.Е. Абова и Е.Н. Васильева пишут: "Закон установил, что за результаты оценки, которая осуществлена работником юридического лица (оценщиком) во исполнение заключенного юридическим лицом гражданско-правового договора на проведение оценки, ответственность несет работник... Данные положения Закона противоречат императивным нормам гражданского законодательства об ответственности за нарушение обязательств (ст. 402, п. 1 ст. 1068, ст. 393 ГК РФ), а также не соответствуют понятиям "договора" и "гражданско-правового обязательства" (ст. ст. 8, 307, п. п. 1 и 3 ст. 420, ст. 779 ГК РФ)" <1>.

--------------------------------

<1> Абова Т.Е., Васильева Е.Н. Изменения необходимы (http: //www.nprko.ru/laweval.html).

 

Авторы комментария к Закону об оценочной деятельности подчеркивают: "Ответственность перед заказчиком оценки в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору о проведении оценки лежит на работодателе, а не на работнике (оценщике, работающем по трудовому договору).

Единственной возможной ответственностью оценщика является материальная ответственность перед работодателем, регулируемая гл. 39 ТК РФ" <2>.

--------------------------------

<2> Комментарий к Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" / Б.В. Гусев, В.А. Ларионова, Ю.В. Хлистун; ответственный редактор С.Н. Братановский. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2009 г.

Поскольку привлечь оценщика к ответственности в соответствии с действующими нормами Закона об оценочной деятельности, соответственно и механизм страхования профессиональной ответственности оценщика так же является чисто номинальным.

 

 С.В.Дедиков пишет

«Таким образом, Закон об оценочной деятельности вопреки нормам ст. 309, п. 1 ст. 393, ст. ст. 402, 1068 ГК РФ устанавливает ответственность непосредственно оценщика, а не его работодателя, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки. Эти положения, безусловно, не соответствуют правовой природе гражданско-правовых обязательств и ответственности за их нарушение, ограничивают гражданские права оценщиков, возлагая на них ответственность в ситуации, когда такую ответственность должен нести их работодатель. В силу п. 2 ст. 3 ГК РФ соответствующие положения Закона об оценочной деятельности юридической силы не имеют. Следует добавить, что они противоречат и Трудовому кодексу РФ, предусматривающему ответственность работника только перед работодателем. Если так, то получается, что страхование ответственности оценщика, имеющего трудовой договор с юридическим лицом, не имеет смысла, поскольку гражданская ответственность оценщика перед заказчиком наступить не может, а следовательно, никогда не наступит и страховой случай. В этой части договоры страхования ответственности оценщика изначально ничтожны, поскольку вопреки императивной норме ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не обладают признаком вероятности» <3>.

____________________________________

<3>"Юридическая и правовая работа в страховании", 2012, N 2 Обязательное страхование ответственности оценщиков: Правовые аспекты.

Данная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой.

 

В этой связи в юридической литературе высказывается мнение, что под предлогом усиления ответственности оценщиков в целях защиты прав заказчиков (клиентов) эта ответственность фактически устранена, поскольку любой спор о ее применении неизбежно увязнет в вопросах, не имеющих однозначного решения.

__________________________________

<4>"Курбатов А. Ответственность оценщиков, работающих по трудовому договору, как воплощение юридического абсурда // Корпоративный юрист. 2010. № 9.

 

При осуществлении своей деятельности оценщики часто сталкиваются с противодействием со стороны различных учреждений и организаций, по-своему заинтересованных в результате проведения оценки объекта оценки, что существенно сказывается на качестве отчетов об оценке.

А фактически отсутствие имущественной ответственности оценщика, поскольку он осуществляет свою профессиональную деятельность через посредников, негативно влияет на осуществление оценочной деятельности в России и способствует нарушениям действующего законодательства. Выплаты из компенсационных фондов СРОО так же не производятся, поскольку предъявить требования к самому оценщику не представляется возможным.

Объективно назрела необходимость уточнить нормы действующего законодательства, для обеспечения осуществления оценочной деятельности как профессиональной самими оценщиками, исключить возможность осуществления профессиональной деятельности через посредников коммерческие  структуры, созданные для получения прибыли.

Организация оценочной деятельности по аналогии с адвокатурой представляется приемлемым механизмом организации оценочной деятельности.

Два вида экспертизы отчетов об оценке и квалификационный аттестат эксперта СРОО.

В 2010 году в Закон об оценочной деятельности Федеральным законом от 28.12.2010 N 431-ФЗ О Внесении Изменений В Федеральный Закон "Об Оценочной Деятельности В Российской Федерации" И Статью 5 Федерального Закона "О Внесении Изменений В Федеральный Закон "Об Оценочной Деятельности В Российской Федерации" И Отдельные Законодательные Акты Российской Федерации" были введены  существенные новеллы. Стоит отметить, данные поправки были приняты, несмотря на негативную оценку и многочисленные обращения оценочного сообщества, а также наличие отрицательного заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, выявившего коррупциогенные факторы в законопроекте.

 

Даны определения эксперта саморегулируемой организации и экспертизы отчета. Так согласно ст.16.2 Экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков признается член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков."

Закреплено множественность видов экспертиз отчетов об оценке на:

соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;

подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

 

ВВЕДЕНИЕ ДВУХ ВИДОВ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЗВОЛЯЕТ СОВЕРШЕННО  ЗАКОННО ПОДТВЕРЖДАТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ РЕЗУЛЬТАТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТАВЛЕННОЙ  ЗАДАЧИ.

ДАННАЯ КОРРУПЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ МАНИПУЛИРОВАТЬ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТЬЮ, ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ И ПЛАНИРУЕМОГО К ВВЕДЕНИЮ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В 2014-2015 ГОДАХ, ЧТО ЗАТРАГИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ НЕ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВА (В ЧАСТИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СТОИМОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА), НО И ВСЕХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Кроме того, целесообразность и необходимость проведения единого квалификационного экзамена, по мнению сообщества, весьма сомнительна, поскольку  на сегодняшний день в СРОО уже имеются компетентные и опытные эксперты, чьи заключения принимаются судами и признаются достоверными. Согласно Приказа Минэкономразвития России от 17.06.2013 N 336 "Об утверждении Порядка проведения и сдачи единого квалификационного экзамена, в том числе порядка подачи и рассмотрения апелляций, и предельного размера платы, взимаемой с претендента за прием единого квалификационного экзамена" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2013 N 29131) к сдаче экзамена могут быть допущены любые лица, даже не имеющие образования в области оценочной деятельности.

В связи с этим, существует риск появления в отрасли нового субъекта – специалиста имеющий квалификационный  аттестат подтверждающий наличие знаний эксперта СРОО, который в дальнейшем, не будучи членом СРОО и не подпадая под федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ,будет иметь легальную возможность давать «экспертные суждения» относительно стоимости, отраженной в отчете независимого оценщика – члена СРОО. Получив официальный квалификационный аттестат о подтверждении статуса эксперта в области оценочной деятельности, подобное лицо, не являясь членом СРОО и не будучи связанным с сообществом каким-либо профессиональными обязательствами, не обязано будет соблюдать стандарты, кодекс этики, правила ценообразования.

Учитывая что ст. 41 закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» позволяет привлекать в качестве эксперта любое лицо, которое по мнению суда, обладает необходимой квалификацией, наличие подобного аттестата будет являться гарантией возможности привлечения такого «эксперта» к судебной экспертизе отчетов об оценке, независимо от того, является ли он в действительности опытным и практикующим оценщиком или исключен из членов СРОО за грубые нарушения стандартов и правил оценочной деятельности.

Здесь важно отметить, что ФСО № 5 защищает оценщика и позволяет ему обжаловать действия эксперта внутри своего профессионального сообщества – своей СРОО. При этом эксперт, осуществляя экспертизу от имени экспертного совета СРОО, несет ответственность, в том числе материальную и репутационную. Напротив же лицо, не являющееся членом СРОО и получившее аттестат, какой-либо ответственности не несет. Оценщик не имеет возможности профессиональной защиты внутри сообщества от действий подобного «эксперта». Такая ситуация отбрасывает всю отрасль в контексте естественного эволюционного развития на несколько лет назад, когда была широко распространена практика заказных экспертиз с последующим выполнением заказов на оценку самим же «экспертом».

Важно учитывать еще и то, что подобное лицо, например, в контексте судебного делопроизводства, может не только быть экспертом в суде, но и привлекаться в качестве специалиста – лица, обладающего необходимыми знаниями по соответствующей специальности и осуществляющего консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Например, в контексте арбитражного процесса такой специалист с квалификационным аттестатом эксперта будет иметь законные основания для полного участия в судебных заседаниях, в том числе с правом заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов по обжалуемым отчетам об оценке.

Демократическое государство должно признать особый налоговый статус оценщика и учреждаемых им организаций, как представителя социально значимой профессии.

Актуальность и необходимость реформирования института оценки, внесение комплексных изменений в законодательство обусловлены рядом существующих проблем, объективно накопившихся за период действия двух Законов, регулирующих оценочную деятельность, а также новыми реалиями общественного развития.

Таким образом, реформирование оценочной деятельности в России к 2014 г. назрело и в некоторой мере получило позитивную реализацию.

В связи с этим реформирование оценочной деятельности должно было начинаться с объединения саморегулируемых организаций оценщиков  в единую организацию, представляющую собой систему оценочных формирований всего государства Национальный совет по оценочной деятельности.

Правительство РФ 26 сентября 2013г. Распоряжением №1744-р утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование оценочной деятельности». Данный план направлен на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации. Реализация данного плана мероприятий, по мнению разработчика (Агентство Стратегических Инициатив) призвана обеспечить транспарентность и обоснованность определения итоговой величины стоимости объекта оценки, а так же повысить качество предоставления оценочных услуг.

Положительные новеллы реформы

 Основные демократические положения принятых нормативных актов по реформированию оценочной деятельности в основном носят позитивный характер.

В частности, прогрессивными и демократическими являются изложенные в Дорожной карте основные направления дальнейшего реформирования института оценки:

- об отнесении оценочной деятельности к институтам гражданского общества;

- о наделении саморегулируеммых организация оценщиков функцией по контролю  за деятельностью экспертов;

- об уточнении порядка рассмотрения жалоб на членов саморегулируемых организаций оценщиков;

- об уточнении перечня раскрываемой информации о реализации функций саморегулируемых организаций оценщиков по контролю за деятельностью своих членов;

- о введении института приостановления членства в саморегулируемых организациях оценщиков;

- об усилении ответственности за проведение экспертизы отчета об оценке;

- о размещении в открытом доступе сведений о результатах оценки объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- об унификации подходов к исключению из членов саморегулируемых организаций оценщиков;

- о разработке профессионального стандарта в области оценочной деятельности;

- о стажировке претендентов на получение статуса оценщика и обязательном системном повышении квалификации практикующих оценщиков;

- о совершенствовании процедур государственной кадастровой оценки, в части:

а) транспарентности ее работы, возможности привлечения третьих лиц (специалистов экспертов) для участия в заседаниях;

б)установления состава сведений имеющихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления;

в) установления порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

г) о размещении отчетов об определении кадастровой стоимости для ознакомления всех заинтересованных лиц;

д) развитие фондов данных, баз данных, содержащих сведения о характеристиках объектов недвижимости, о количестве и цене сделок с недвижимым имуществом, с обеспечением открытого доступа к ним всех заинтересованных лиц;

Спорные положения реформирования оценочной деятельности

  

Вместе с положительными аспектами реформирования оценочной деятельности в России, заложенными в основу осуществления оценочной деятельности, имеются и спорные. Вызывают беспокойство тенденции огосударствления Российской оценки, что, несомненно, не является прогрессивным шагом по реформированию института оценочной деятельности и, как следствие, защиты прав собственности в России, атак же улучшению инвестиционного климата.

Вопреки признанным международным стандартам о роли оценщиков в обществе и назначении института оценки этот институт в процессе реализации Дорожной карте  фактически рассматривается как правовой институт государства, а не гражданского общества.

Общепризнанно, что профессиональные оценщики "должны кооперироваться с правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к информации о стоимости имущества, при совершении сделок с государственным или муниципальным имуществом, а так же при определении величины налогооблагаемой базы к защите, чтобы оценщики были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами". Однако такое кооперирование не должно вести к огосударствлению института оценки и утрате его независимости.

Так V. раздел Дорожной карты «Совешенствование механизмов негосударственного регулирования оценочной деятельности» по своему содержанию противоречит названию. Так например п.40 предусматривает установление права федерального органа исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности на внесение изменений в федеральные стандарты оценки. Пункт 39 предполагает законодательное уточнение функций, требований к составу, структуре органов управления и порядку принятия решений Национальным советом по оценочной деятельности, при этом в Дорожной карте отсутствуют важные положения:

- о совершенствовании механизмов негосударственного контроля

- о статусе Национального совета по оценочной деятельности как некоммерческой организации;

-  об информационной открытости Национального совета по оценочной деятельности;

- о запрете на осуществление коммерческой деятельности Национальным советом по оценочной деятельности;

- об источниках финансирования деятельности Национального совета по оценочной деятельности;

- об участии Национального совета в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность (в том числе Дорожных карт) ;

- о внесении предложений по совершенствованию законодательной базы реформ и правоприменительной практики, обеспечению целостности правового регулирования и единообразного применения норм законодательства;

- о невмешательстве Национального Совета по оценочной деятельности  и ее органов в деятельность саморегулируемых организаций оценщиков;

Не ведет к "усилению гарантий независимости и профессиональной ответственности оценщиков" и сама структура организации оценочной деятельности, возводимая Министерством экономического развития.

Парадоксальная ситуация заложенная в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» когда профессиональная оценочная  деятельность осуществляется через посредников -предпринимателей: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при реализации мероприятий Дорожной карты не только сохраняется, но и усугубляется введением обязательного страхования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Вопрос: «Каким образом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые не являются субъектами оценочной (профессиональной) деятельности могут нести ответственность за своих работников, которые обладают особыми познаниями в области оценочной деятельности и являются субъектами оценочной деятельности?» остается риторическим. Очевидно, пока не будет введен институт частнопрактикующего оценщика и оценочных партнерств, где профессиональный оценщик лично подписывает контракт на проведение оценки и соответственно несет материальную ответственность за результат своей профессиональной деятельности, говорить о реальной ответственности оценщиков и обращение к компенсационным фондам саморегулируемых организаций оценщиков не представляется возможным. Когда отсутствует фактическая материальная ответственность, а директор оценочной компании, который не является профессиональным оценщиком, а осуществляет предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли надеяться на кардинальное улучшение ситуации в области оценочной деятельности, в части обоснованности определения итоговой величины стоимости объекта оценки, а так же повышения качества предоставления оценочных услуг, по меньшей мере наивно. Для директора оценочной компании в соответствии с законодательством главной целью является  получение прибыли, а работник юридического лица, который откажется выдать желаемый для клиента оценочной компании результат, может быть уволен. К глубокому сожалению в рамках мероприятий дорожной карты данная проблема даже не анализируется.

Сохраняется два вида экспертизы отчетов об оценке. Недовольство потребителей, которое во многом обосновано и в большей части  является следствием именно наличием двух видов экспертизы, мероприятия Дорожной карты планируют снизить отменой института экспертизы и введением института рецензирования. При этом ответственность саморегулируемой организации за результат экспертизы планируется повысить, а об ответственности за результат рецензирования Дорожная карта умалчивает.

Корпоративные начала построения саморегулирования предполагают существенное влияние оценочного сообщества на допуск к профессии конкретных лиц. Поэтому было бы целесообразно решить вопрос о создании квалификационных комиссий для приема у претендентов экзаменов при органах саморегулируемых организаций оценщиков (пусть с участием наряду с оценщиками представителей Росреестра).

Реформаторы оценочной деятельности (2006-2012) верно обозначали вектор направлений деятельности Национального совета по оценочной деятельности, предусмотрев возможность участия в законотворческом процессе путем «формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;

формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность, и представление рекомендаций к их утверждению уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности»;

 (ст. 24.10  Закона «Об оценочной деятельности в российской Федерации»).

Однако представляется, что только законосовещательной функции для Национального совета по оценочной деятельности, представляющего оценщиков как важнейший институт гражданского общества, недостаточно. Отсутствие у Национального совета по оценочной деятельности обязанности принимать обязательные для саморегулируемых организаций оценщиков акты, например: Кодекс профессиональной этики оценщиков; Положение о квалификационном экзамене для претендентов на статус оценщика; Список вопросов (заданий) квалификационного экзамена, разработка стандартов оценки ставит Национальный совет по оценочной деятельности в зависимость от государственных органов (по большей мере от Министерства экономического развития).

Например, мероприятия Дорожной карты были разработаны и направлены в Правительство РФ без согласования с Национальным советом по оценочной деятельности. Более того в мае 2013 года  Национальным советом по оценочной деятельности в Минэкономразвития был направлен «Мониторинг правоприменения в сфере оценочной деятельности» проведенный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, в котором отражены существующие проблемы в области оценочной деятельности и предложения по их решению. Однако мероприятия Дорожной карты были разработаны без учета мнения оценочного сообщества.

Проблемы совершенствования организационно-правовых основ оценочной деятельности в Российской Федерации, безусловно, актуальны и отличаются в известной степени новизной, что адекватно отражает потребности российского общества и государства в повышении эффективности роли оценочной деятельности и ее влияния на происходящие реформаторские процессы в обществе.

Разработанные мероприятия Дорожной карты являются прогрессивным шагом государства, но представляется, что они еще недостаточны для "обеспечения прав граждан и государства на профессиональную помощь при оценке собственности, обеспечения организационной самостоятельности оценочного сообщества, укомплектования ее высококвалифицированными кадрами, усиления гарантий независимости оценщиков, повышения авторитета и престижа профессии оценщика.

Изложенные выше проблемы на примере оценочной деятельности являются частью проблем, с которыми сталкиваются оценщики в процессе своей деятельности и неизбежного реформирования оценочной деятельности.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что развитие оценочной деятельности неразрывно связаны с государственным устройством, его институтами, доминирующими в обществе, направленными на развитие гражданского общества в соответствии с принципами и нормами международного права, а поэтому находятся в постоянном реформировании в условиях развития общества и совершенствования его институтов.

Предложения по направлениям совершенствования регулирования оценочной деятельности

 При реформировании должны быть обеспечены основополагающие принципы осуществления оценочной деятельности, которые, по нашему мнению, являются обязательными условиями устройства оценочной деятельности при реформировании:

Через создание Национальной системы федеральных стандартов оценки, будет обеспечена

а) независимость оценщика, независимость оценочной деятельности и гарантии против необоснованного обретения, приостановления и прекращения статуса оценщика, ;

б) признание права профессионального оценщика на самостоятельный выбор формы организации его профессиональной деятельности: индивидуально либо коллективно ( по аналогии с адвокатурой) ;

в) самоуправление;

г) самофинансирование;

д) конкуренция между оценочными формированиями

е) создание рабочего механизма коллективной имущественной  ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков. Обращение взысканий на компенсационные фонды СРОО. Это тот механизм, который обеспечит экономическую заинтересованность СРОО выполнять  свои функции добросовестно. А членов СРОО требовать от СРОО исполнения функций добросовестно.

г) высоко- профессиональное оказание услуг в области оценочной деятельности;

д) создание стройной системы налогообложения собственности на основе адекватной кадастровой стоимости.

 

Многолетний опыт практической и научной работы Петровской Елены Владимировны:

 в оценочной отрасли, и в институтах саморегулирования, а так же общественном Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития;

 в области исследования причин проблем с проведением кадастровой оценки;

 в области оценки интеллектуальной собственности;

 будет полезен в работе вновь сформированного Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития России.