В течение января – апреля 2015 г. представители Ассоциации совместно с представителями саморегулируемых организаций оценщиков вели на площадке Минэкономразвития России работу по подготовке текста требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований закона об оценке, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
Разработка данного документа проводилась в рамках реализации норм ст.20.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в рамках наметившийся тенденции по унификации осуществляемых саморегулируемыми организациями оценщиков функций, основной из которых является функция по осуществлению контроля.
В минувшую среду, а именно 8 апреля 2015 г. в Минэкономразвития России состоялось итоговое заседание рабочей группы, на которой был согласован итоговый текст требований к рассмотрению жалоб.
В заседании рабочей группы принял участие член Совета Ассоциации Никита Власов, активно работавший над требованиями к рассмотрению жалоб с самого первого дня создания рабочей группы. «Я могу с уверенностью сказать, что мы провели огромную работу. Все участники группы принимали активное участие, за каждым был закреплен свой раздел. Я принимал непосредственное участие в описании процесса рассмотрения жалобы, принципов дисциплинарного производства, сроков рассмотрения и общего порядка вынесения дисциплинарных взысканий. Изначально проект документа поступил к нам из Агентства стратегических инициатив, который мы существенно переработали с учетом замечаний и предложений правового департамента Минэкономразвития России. Но мне хочется отметить, что итоговый текст получился максимально взвешенным, и самое главное – нам удалось заложить в документ такие принципы рассмотрения жалоб, которые способствуют полном и всестороннему рассмотрению всех обстоятельств. Я уверен, это позволит избежать случаев необоснованного применения к оценщику мер дисциплинарной ответственности. Процедура рассмотрения жалоб стала максимально прозрачной. А новым элементом дисциплинарного производства стала процедура обжалования результатов проверки», - отмечает Никита Власов.
Требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований закона об оценке в итоговой версии содержат ряд принципиальных положений.
В частности определены критерии к содержанию жалобы. Так заявитель должен представить доводы относительно того, как действия или бездействия оценщика нарушают или могут нарушить его права, а также указать на конкретные нарушения федеральных стандартов оценки или иных документов.
Требования к рассмотрению жалоб детально описывают содержание нарушений и основания применения к оценщику мер дисциплинарного воздействия.
Оценщику предоставляется право обжаловать результаты проверки, при этом процедура обжалования, сроки и перечень обязательных действий для саморегулируемой организации оценщиков прописаны максимально четко.
Важным этапом на пути к унификации и стандартизации исполнения функций по контролю всеми саморегулируемыми организациями оценщиков стало утверждение единых критериев к содержанию актов проверок деятельности оценщиков.
Стоит особенно отметить наличие в тексте требований по рассмотрению жалоб возможности учитывать дисциплинарным комитетом наличие смягчающих ответственность обстоятельств. К таковым в частности относится активное участие и помощь оценщика в процессе рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия или добровольное устранение выявленных нарушений до вынесения решения по жалобе.
Разработанный рабочей группой проект требований по рассмотрению жалоб будет вынесен на рассмотрение и утверждение Советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России на очередном заседании.
Нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» также предполагают, что саморегулируемые организации оценщиков смогут дополнять и расширять содержание требований по рассмотрению жалоб в своих внутренних документах.
При этом члены Ассоциации продолжат работу по совершенствованию текста требований по рассмотрению жалоб и осуществлению мониторинга практики его применения саморегулируемыми организациями.